Новые пешеходные переходы на проспекте Сахарова, старые проблемы
18.09.2025

Главная урбанистическая новость недели — в Москве пустили трамвай по Сахарова. Общественный транспорт — это всегда здорово, но мы сегодня хотим поговорить о сопутствующих изменениях, которые касаются пешеходного движения. Они в целом тоже позитивные, хотя и не без нюансов.
Самое важное — на проспекте Сахарова появились наземные пешеходные переходы. Один из них находится в начале проспекта и фактически дублирует подземный, совмещенный со входом в метро. К сожалению, в этой части Сахарова он остается единственным (другие два находятся уже за Садовым кольцом, ближе к вокзалам, и мы их пока не инспектировали).
Появление наземных переходов обусловлено тем, что трамвайные пути идут по центру улицы, и иначе к остановкам просто не подойти. Но, разумеется, пользоваться ими будут не только пассажиры трамвая. Улица станет более проницаемой и удобной для огромного количества людей, которым проблематично спускаться под землю: пожилых, с колясками, с багажом, с ограничениями по здоровью, которые бывают в любом возрасте, и так далее — считается, что в обществе таких до 30%.
Видоизменению подверглись и уже существующие зебры через Бульварное кольцо, расположенные рядом с новой остановкой: трамвайная платформа фактически выполняет роль островка безопасности. Такой островок возник и на переходе через Сахарова, где к тому же сократилось количество полос движения. В целом улица, прежде выглядевшая как шоссе, стала более дружелюбной.
А теперь главная проблема — светофорные фазы. Ждать зеленого людям приходится более 130 секунд, и это совсем никуда не годится. Хотя, надо отметить, многие все равно стоят на переходе — даже в таком виде наземный переход привлекательнее подземного.
В урбанистической практике существует понятие “фаза терпеливого ожидания” — то время, которое люди готовы спокойно стоять на переходе, воспринимая запретительный сигнал как защиту, а не как препятствие. Исследования, проводившиеся в Европе, показывают, что эта фаза составляет 20–40 секунд. Чем дольше приходится ждать, тем выше вероятность нарушений. После 90–120 с перебегать на красный начинают даже дисциплинированные группы — пожилые, родители с детьми. Такова природа человека; игнорировать её — значит провоцировать ДТП.
Методички не так гуманны по отношению к людям: там обычно указан максимальный срок ожидания не больше 90 секунд. Составители отечественных рекомендаций верят в долготерпение российских граждан и советуют не делать красную фазу дольше 120 секунд. Но текущая фаза больше даже этих конских цифр, и это обязательно надо менять.